Дешевые автомобили из Европы: на практике все сложно

20 июня 2016, 10:14
Автор: Михаил Клименко
Закон по снижению акциза на европейский «секонд-хэнд» взбудоражил, наверное, каждого автомобилиста в Украине. Ведь, кто в здравом уме откажется от более дешевого автомобиля в хорошем состоянии из Старого Света. Однако закон был принят с некоторыми поправками, поэтому на практике привезти дешевую иномарку из Европы получается не во всех случаях. Разбирался в вопросе наш коллега Ярослав Московка из журнала «За Рулем Украина», а помогал ему эксперт автомобильного рынка Сергей Боровик.

 

– Вопрос, который сейчас волнует всех: неужели теперь действительно можно привезти дешевую иномарку из Европы?
– Для начала давайте разберемся, какие автомобили в Европе стоят дешево. В большинстве случаев это миниатюрные авто А-класса с двигателем объемом до литра: Citroen C1, Renault Twingo. За такие машины просят по 2-3 тысячи евро, а то и меньше. Однако их и раньше к нам почти не везли, хотя на них акциз всегда был небольшим: не о таких автомобилях мечтает наш покупатель.

А вот куда более актуальные для нас малый и компакт-классы – лидеры рынка Евросоюза. В основном это машины европейского производства с дизельными двигателями, с кузовами хэтчбек или универсал – любимые нами седаны надо искать днем с огнем. Доступны по цене разве что французские модели: Renault Megane, Peugeot 308. А уважаемые украинцами немецкие авто существенно дороже: с «французами» они сближаются по стоимости только в случае неважного состояния, бедной комплектации или с пробегами за три сотни тысяч. Кстати, если на нашем рынке всегда лучшим спросом пользовались богатые комплектации, то европейцы проще относятся к комфорту в автомобиле и выбирают спартанские версии, лишь бы дешевле.

– У нас в почете кроссоверы, а также автомобили корейских и японских брендов – как дела обстоят по их части?
– Европейцы строжайшие экономы, и более расточительные в эксплуатации кроссоверы у них не в ходу. Таких машин на вторичном европейском рынке мало, они очень дорогие. Совсем немногочисленна в Европе доля корейских и японских авто: их нелегко найти (особенно в приличном состоянии), и они также недешевы. Таким образом, для тех, кто решится ехать за секонд-хэндом, реальный выбор относительно выгодного предложения ограничен буквально тремя-пятью моделями легковых автомобилей французского производства.

– В чем же относительность этой выгоды?
– Прикинем расходы на поездку, доставку автомобиля и его таможенную очистку. Оформление визы, билеты на транспорт, проживание, топливо на обратную дорогу – сильно повезет, если уложитесь хотя бы в пару-тройку сотен евро, и то если поедете в одиночку. Затем уже дома придется заплатить таможенную пошлину и НДС (их же никто не отменял и не снижал!), а еще – получить сертификат.

– Нежданный сюрприз, о котором почти никто не знает…
– Именно. С этого года в Украине уже не работает прежняя, скажем так, советская схема сертификации: отныне любой автомобиль из-за границы, и новый, и с пробегом, может быть поставлен на учет только если он сертифицирован по стандартам Евросоюза. Для получения сертификата понадобится много хлопот, времени и денег: сначала нужно предоставить автомобиль в лабораторию для испытаний, после которых уполномоченный сертификационный центр сможет выдать необходимый документ. Пока это новая услуга для нашего рынка, и цены на нее пребывают в разбросе, однако обойдется такое удовольствие не менее чем в 5 тысяч гривен.

– В итоге окажется ли ввезенный автомобиль дешевле такого же в Украине?
– Да, он окажется дешевле, но в настолько незначительных пределах, что покупателю надо основательно задуматься, стоит ли овчинка выделки. Выгода составит $500–1500. И то – в том случае, если выбирать автомобиль попроще, похуже, с пробегом побольше и по максимуму экономить на своей поездке (и безопасности – тоже).

– Неужели закон никому не выгоден?
– Почему же, – существенно выиграют покупатели автомобилей премиум-класса. На приобретении свежих авто из тройки немецких топ-брендов можно выгадать до 10 тысяч евро.

– А что насчет посредничества? Расцветет ли бизнес по перегону европейского секонд-хэнда?
– Сам закон существенно ограничивает, а точнее, вообще запрещает массовый импорт: одно лицо может ввезти на свое имя только один автомобиль в год и потом в течение года не имеет права его перепродавать. Тем не менее, уже встречаются объявления посредников, которые готовы пригнать авто под заказчика. Но такая услуга грозит оказаться медвежьей.

Во-первых, надо понимать, что посредники возьмут за свои хлопоты не меньше $500–1000 – иначе стали бы они этим заниматься? Во-вторых, покупателю сразу придется им отдать полную стоимость предполагаемой покупки, и во времена пышного цвета мошенничества это огромный риск не увидеть больше ни своих денег, ни своего будущего автомобиля. В-третьих, автомобиль будут выбирать за вас и в лучшем случае покажут вам фото из объявления или с мобильника – нужен ли такой кот в мешке? А в-четвертых – почти на всех комиссионных площадках Европы можно торговаться, и первоначальные €5000 порой удается сбить до €3500. Нетрудно догадаться, что выторгованная разница окажется в кармане у посредника. И теперь прикиньте итоговую выгоду для покупателя.

– Подешевеют ли автомобили на вторичном рынке Украины?
– В целом – нет. Сейчас, пока по новым акцизам в страну еще не был завезен ни один автомобиль из Европы, наш внутренний рынок замер: многие надеются купить машину дешевле, и не только европейскую, но и с украинским пробегом. Однако когда постепенно все поймут, что закон фактически не принес народным массам реальной выгоды, цены вновь вернутся к прежним отметкам.

Импортеры, опасаясь конкуренции с импортом секонд-хэнда, реагируют предсказуемо. Каждый раз, когда назревает законодательная неопределенность и над рынком нависает очередная нестабильность, почти все компании страхуются однозначным методом – сокращают поставки. А возобновить их в прежних объемах удается не всем.

– Кстати, недавно был принят еще один закон, который легализовал трейд-ин. Он поможет дилерам выжить в кризис?
– Этот закон всего лишь упростил автодилерам финансовые операции. Раньше приходилось прибегать к запутанным многоходовым манипуляциям, теперь же отчетность перед государством стала проще. Автосалоны все равно не в состоянии конкурировать с рыночными перекупщиками: последним не нужен офис, они не платят налоги и сборы. Дилер же, чтобы окупить свою работу, вынужден покупать дешевле, а продавать дороже, чем на авторынке. Но главное – перекупщики расплачиваются твердой валютой с желающими продать автомобиль. И в нынешней финансовой нестабильности гипнотическое действие зеленой бумажки оказывается превыше гарантий простой и безопасной сделки, которую можно было бы заключить в автосалоне. В итоге ожидаю, что трейд-ин останется на прежнем уровне: 3–5% от общего числа сделок на вторичном рынке.
РЕКОМЕНДУЕМ