Жизнь Ferrari без «Фиата»: верните мои деньги

21 марта 2016, 10:21
Автор: Михаил Клименко
В чем лучше держать свои сбережения: в валюте или в акциях Ferrari? Не торопитесь с ответом… Недавно Ferrari вышла из состава «Фиата», а к Женевскому автосалону подготовила свою первую новинку после обретения суверенитета — Ferrari GTC4Lusso. Всё это происходило на фоне обвального падения котировок акций фирмы на Нью-Йоркской бирже. Как же случилось, что Ferrari — быть может, впервые в своей истории — так разочаровала людей с деньгами? Разбирался в вопросе наш коллега Павел Ёлшин с «Авто Mail».


«Сначала придется меня пристрелить», — сказал в начале февраля на пресс-конференции глава Ferrari Серджо Маркионне в ответ на вопрос, не пора ли компании делать кроссоверы по примеру конкурентов. Вопрос мог показаться ему издевкой. В прошлом октябре вся деловая пресса разнесла весть о на редкость успешном IPO: Ferrari оценили в $10 млрд, и стало ясно, что она является крупнейшим бриллиантом в короне «Фиата» и «Крайслера». Фактически оказалось, что капитализация Ferrari составляет около половины стоимости всего FCA. Теперь же руководству приходится оправдываться за чудовищный провал на бирже: кто купил акции Ferrari в октябре 2015 года, к февралю 2016 г. потерял около 40% своих вложений. А тут еще журналисты с дурацкими вопросами про кроссоверы.

МММаранелло. Финансовая драма

Свою независимость Ferrari потеряла в 1969 году, когда продала 50% акций «Фиату», который впоследствии увеличил свою долю до 90%. Оставшиеся 10% сохранились у семьи Феррари, и сегодня ими владеет 70-летний сын основателя компании Пьеро Феррари. И это единственное, что остается неизменным.

В октябре 2015 года история марки совершила резкий поворот. Итальянская фирма впервые выпустила акции в свободную продажу на бирже, и теперь купить себе частичку Ferrari может любой желающий.
По задумке руководства компании, в ходе IPO покупателями акций должны были стать, в первую очередь, физические лица, в основном — владельцы машин Ferrari, которым еще прошлым летом разослали специальные предложения. При этом, речь не идет о том, что в один прекрасный день фирма может перейти под контроль какого-нибудь случайного инвестора. На публичные торги выставили менее 10% акций. Основная же часть фиатовского пакета не попала в открытую продажу, а была распределена между акционерами «Фиата». Так, инвестиционная компания семьи Аньелли, которая является крупнейшим совладельцем FCA, получила более 40% голосующих акций в Ferrari.

Поначалу игроки фондового рынка были убеждены в хороших перспективах развития фирмы и без сомнения покупали акции. Ценные бумаги в первый же день стали торговаться по максимальной цене размещения — $52 за акцию, потом быстро взлетели почти до $61. Логика в том была: считается, что по операционной рентабельности Ferrari превосходит почти всех существующих автопроизводителей.

Для своих акций Ferrari выбрала звучное биржевое обозначение «RACE». Правда, пока фирма эту «гонку» проигрывает. В феврале за одну акцию давали менее $32.

«Я не понимаю реакцию рынков. Мы продемонстрировали лучшие финансовые показатели в истории...», — заявил в начале февраля Серджо Маркионне. В тот день фирма представила финансовый отчет за прошлый год, и он оказался рекордным: фирма продала 7 664 автомобиля, что на 6% больше, чем в 2014 году. Казалось бы, дела идут отлично. Но у Ferrari растут и расходы: выйдя из состава FCA, компания теперь должна самостоятельно искать источники финансирования новых разработок. Какими они будут, мы еще не знаем, но вложения в будущее фирмы уже негативно сказалось на прибыли: в последнем квартале 2015 года она оказалась на треть ниже, чем годом ранее. Узнав эти цифры, рынок отреагировал однозначно: акции за один день рухнули на 14%.

Еще оставалась надежда, что, увидев GTC4Lusso, держатели акций вновь обретут оптимизм. Этого не произошло. У новинки практически нет общих кузовных панелей с уходящей с рынка Ferrari FF, однако стилистическими различиями дело и ограничилось.

Держатели акций взглянули на результаты продаж Ferrari FF и выяснили, что эта модель плохо идет на рынке: за прошлый год продажи универсала упали на четверть. Что и говорить, GTC4Lusso слишком уж недалеко ушла от FF, чтобы ожидать большего рыночного успеха. И, главное, нет шансов на прорыв в новые рыночные ниши — в определенном смысле сегодня Ferrari выпускает те же машины, что и 30 лет назад.

А чем заняты конкуренты? У Porsche уже давно есть два кроссовера, и именно они обеспечивают основную часть заработка. У Lamborghini полным ходом идет разработка внедорожной модели Urus, которая выйдет на рынок через два года, у Aston Martin к 2020 году ожидается первый «паркетник». А у Maserati уже все готово!

И только Ferrari не готова поступиться принципами: никаких автомобилей «на каждый день».

Вот если бы Ferrari представила кроссовер, лучше всего электрический, — тогда рынок был бы под впечатлением. Презентация Tesla Model X в начале сентября 2015 года вызвала только позитивный отклик на бирже. И капитализация «Теслы» на сегодняшний день превышает $28 млрд. Что же касается Ferrari, через какое-то время после разочаровывающего начала февраля дела на бирже пошли получше, но на сегодняшний день фирму оценивают лишь в $7,9 млрд против $10 млрд в прошлом октябре.

В этом году руководство Ferrari обещает рост финансовых показателей, впрочем, небольшой: годовые продажи суперкаров должны вырасти на 200 штук с небольшим (до 7900 экземпляров). Прибыль до вычета налогов (EBITDA) увеличится с €748 млн до €770 млн. Много это или мало? Держатели акций ждали большего, но у компании пока есть запас прочности, чтобы пережить трудности, с которыми она столкнулась в процессе отделения от «Фиата». И все же инвесторы в волнении, ведь современный мир слишком изменчив. И даже такой «корабль», как Ferrari может при неправильном руководстве пойти ко дну.
РЕКОМЕНДУЕМ